5 |
|
Кирпичи произведены на Лаврском кирпичном Заводе, основанном при Александро-Невской Лавре "в пригородном Шлиссельбургском участке при Лаврской киновии". Судя по большому количеству разнообразных клейм и их разновидностей, обнаруженных как непосредственно на территории Лавры, так и в ее близлежащих окрестностях, завод работал достаточно продолжительное время - по крайней мере, первые упоминания о его работе встречаются уже в 1830-х годах, а клеймить свою продукцию начал с конца 1840-х годов. Периодически он сдавался в аренду частным заводчикам: купцам Фролову и Скучеву в 1839г. и купцу Василию Крючкову в 1852-3гг. (см. http://www.v-smirnov.ru/p76.htm), под управлением которого еще в 1847 году по признанию фабричной инспекции "производил кирпич наилучшего качества". Клеймо "Л.К.З." документально приписано данному заводу в 1850г. и 1853г. Завод ориентировочно работал до начала 1880-х годов. Обращает на себя внимание ошибка клейма, где пропущена средняя буква. Есть уверенность, что набивные клейма "ЛЗ" и "ЗНЛ" также принадлежат данному заводу и использовались им на ранних этапах работы либо использовались на Лаврском "Лесном" заводе" (см. http://www.v-smirnov.ru/p81.htm). Они были обнаружены как раз на территории Александро-Невской Лавры. |
6 |
|
Еще одно клеймо "ЛЗ." по логике образования аббревиатуры клейм должно относится к заводу (казенному, или какого-либо общества), название которого начинается на букву "Л". Возможно, оно имеет отношение к кирпичному заводу Александро-Невской Лавры периода конца 1870-х - начала 1880-х годов, но пока это предположение не нашло подтверждения.
|
7 |
|
Данные кирпичи были произведены на Петергофском Казенном кирпичном заводе, который был организован в 1840-е годы на землях Мариинской больницы близ Петергофа рядом с "Собственной Дачей", перешедшей в 1837 году к принцу Ольденбургскому. Завод управлялся Петергофским дворцовым правлением, а в 1861-64гг. арендовался Александром Александровичем Авенариусом (см. http://www.v-smirnov.ru/p02.htm). В 1865 году завод прекратил свое существование вследствие того, что через места выемки глины для завода прошла ветка Ораниенбаумской железной дороги. |